Главная » Статьи » Мои статьи

Создание педагогических условий для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей 5-7 лет.

Введение

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.  

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, в частности в ручном труде. Наиболее интересная работа  в ручном труде – это вариация работы с крупой. Она  развивает фантазию, творческие способности, умение видеть и ценить  прекрасное у детей, требует аккуратности и трудолюбия. Эта работа  интересная, но очень кропотливая и сложная, так как материал очень мелкий. В ней задействованы все группы мышц пальцев рук и координация движения.

Актуальность:  В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, что значительно влияет на успешность обучения и адаптацию ребенка в школе.

Цель исследования: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений  рук у детей 5-7 лет.

Объект исследования.  Процесс создания благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-7 лет.

 Предмет исследования. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-7 лет.

Гипотеза. Эффективность процесса  развития  мелкой моторики и подготовки руки к письму возможно при следующих педагогических условиях:

 - организация систематичной работы не только на занятиях, но и в свободное время;

- создание вариативной программы соответствующей возрастным особенностям детей по ручному труду направленной на развитие мелкой моторики и координации движения рук.    

  Задачи:

- изучить и проанализировать теоретическую литературу по развитию мелкой моторики рук и координации движения рук;

- определить уровень развития мелкой моторики  у детей старшего дошкольного возраста;

- разработать систему дидактических игр, вариативную программу, этапы проведения экспериментальной работы;

- провести этапы экспериментальной работы;

- сделать сравнительный анализ, выводы, рекомендации.

Научно-методологической основой являются труды: В. А. Сухомлинского, И. М. Сеченова, М.М. Кольцовой, Л. В. Фоминой.

Методы исследования: диагностика, наблюдение, анализ и обобщение результатов.

Новизна: Заключается в подборе и использовании нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие мелкой моторики, координацию движения рук и подготовке руки к письму.

Глава I.  Роль развития мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Актуальность проблемы развития мелкой моторики и координации пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что "движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой".

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи (Л. В. Фомина).

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв... И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е. говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Поэтому, чем раньше ребенок начнет тренировать мелкие мышцы рук, тем больше успехов у него будет в овладении  письмом.

  1. Подготовка руки ребенка к овладению навыкам письма, как акцент готовности к школьному обучению.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

     Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Психологи отмечают, что у детей 5-7 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности.

Обычный набор занятий по развитию мелкой моторики – это, конечно же, лепка, конструирование, вырезание из бумаги и др. Однако, эффект от этих занятий не столь велик.  В последнее время в дошкольных учреждениях вводятся нетрадиционные методы и техники обучения детей. Наиболее интересны нетрадиционные техники в изобразительном и ручном творчестве. Как известно, основной акцент развития мелкой моторики делается на занятиях изобразительной деятельностью. Работа с мелкими предметами (крупа, макаронные изделия) способствует развитию глазомера, координации движений и мелких мышц пальцев.

Правильно построенная система работы обеспечивает эффективность поставленной цели. Рассмотрим предлагаемую систему работы по развитию мелкой моторики о которой речь пойдет во второй главе.

Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики.

2.1. Цели и задачи обучения.  Содержание системы работы по развитию мелкой моторики и координации движений рук

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, логопедом, психологом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Поставила следующие цели и задачи:

  1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
    • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
    • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
    • произвольное внимание;
    • логическое мышление;
    • зрительное и слуховое восприятие;
    • память, речь детей;
    • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Исследовательская работа состояла из 4 этапов:

  • подготовительная работа;
  • констатирующего эксперимента;
  • формирующего эксперимента;
  • итогового (контрольного) эксперимента.

В ходе исследования я познакомилась с трудами известных педагогов и разных авторов по развитию мелкой моторики, отметила, что одни из них отдают  предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных,  г.Москва), другие - теневому театру (А.В. Мельникова, г.Краснодар), третьи лепке, конструированию, (3.И. Богатеева, г.Ульяновск)...

В своей работе я использовала  весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг". Что же сюда вошло:

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

  1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, зубной щеткой и т.д.
  2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
  3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
  4. Конструирование из бумаги - оригами.

III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

  1. Плетение.
  2. Нанизывание бус из бумаги, семян,  бисера и т.д.

IV. Развитие графической моторики.

  1. Рисование по трафаретам.
  2. Рисование по фигурным линейкам.
  3. Штриховка.
  4. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  5. Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

  1. выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий;
  2. в совместной деятельности воспитателя с детьми;
  3. в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

2.2.  Организация образовательного процесса по развитию мелкой моторики и координации движений рук

         На этапе констатирующего эксперимента была проведена педагогическая диагностика, использованы следующие методики.

     Используемые мною методики ни в коей мере не исчерпывают всех сторон готовности детей к школе, но помогают выявить некоторые закономерности, тенденции и проблемы по развитию мелкой моторики, сформированности внимания, выявление умения анализировать, готовности руки к овладению письмом, т.е. позволяют уже в детском саду выявить детей, которые в том или ином плане отстают от сверстников, и в дальнейшем им уделять особое внимание в процессе работы.

      Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребенок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребенка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.

«Графический диктант».  Ребенку предлагается листок в клетку и ручка с черной пастой. На листе с левой стороны должна быть нарисована точка (место начала рисунка)

Инструкция:       «Сейчас мы будем рисовать фигуры по клеточкам. Давай попробуем сначала начертить линию по одной клеточке вниз, вправо, вверх, влево. А теперь рядом попробуй нарисовать две клеточки вниз и две влево. Молодец, правильно. А теперь слушай инструкцию (педагог показывает место начало рисунка): «Нарисуй две клетки вправо, две вниз, одну в право, две вверх, две вправо».

Методика А.Л. Венгера "Дорисуй узор" или " образец и правило" предназначена для исследования уровня ориентировки детей не заданную систему требований. Ребенок должен не только осуществить заданное правило, но и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.

«Ручная ловкость».

  • бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м., м
  • метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой,
  • удары мяча о пол и ловля его после отскока.

Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

Работа по развитию мелкой моторики  координации движений рук была организована как свободная деятельность, так и в форме кружковых занятий.

Занятия проводились 2 раза в месяц. В программе представлена тематика и подбор  дидактических игр к определенной теме.

Цели и задачи:

- развивать у детей фантазию и творчество средствами занятий занимательного характера. Формировать интерес к использованию нетрадиционных технологий;

- воспитывать эстетический вкус, интерес к качественному конечному результату;

- учить детей нетрадиционным способам изобразительного искусства  (рисование крупами, поделки, …);

-  развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, координацию движений рук и память.

План проведения кружков для детей 6-7 лет

Месяц

Тема

Октябрь

1

Знакомство с видами круп. Дид. игры

2

Знакомство с видами круп. Дид. игры

Ноябрь

1

«Первый снег» (сахар, манная крупа, песок)

2

«Кролик» (сахар, манная крупа)

Декабрь

1

«Ежик» (гречка, рис)

2

«Дедушка Мороз» (манная крупа, рис, сахар)

Январь

1

Знакомство с семенами (арбуз, подсолнух, дыня, кабачок, мандарин).

2

«Подсолнух» (горох, шелуха семечки)

Февраль

1

«Медвежонок» (семена арбуза, кабачка, перловка)

2

Знакомство с макаронными изделиями

Март

1

Картина «Цветок» (бантики, бабочки, перловка)

2

Знакомство с макаронными изделиями

Апрель

1

«Ваза с цветами» (спагетти, перья, гречка, рис)

2

«Птичка» (шелуха семечки, гречка, семена арбуза)

Май

1

«Чорон» (семена арбуза, гречка, рис, перловка)

2

«Шкатулка» коллективная работа (Макаронные изделия, крупы)

 

Этапы занятия:

1. Массаж кистей рук с использованием  чистоговорок, скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика .

3. Работа с различным материалом (семена, крупа, макаронные изделия,   и т.д.)

Принципы работы:

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с  детьми (не более 6 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.

Пример одного занятия:

Тема: «Крупы»

 Цели:

  • Ознакомить с пищевой ценностью круп и бобовых изделий, признаками их доброкачественности.
  • Воспитать бережное отношение к продуктам, уважение к людям труда.
  • Развивать исполнительские умения и творческие способности.

Дидактическое пространство: Образцы различных круп и бобовых изделий. Гербарий растений,  мультимедиа-презентация.

Метод обучения: рассказ, беседа, практическая работа  

Ход кружкового занятия

I. Организационный момент

Приветствие, проверка воспитанников и готовность их к работе.

II. Загадки

  1. В поле вольно
    Ходят волны.
    Поле нежно золотится
    И комбайны ходом полным
    Убирают там… (Пшеницу)
  2. В поле метелкой, в мешке жемчугом. (Пшеница)
  3. В поле сережки
    На тоненьких ножках. (Овес)
  4. Как во поле на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес)
  5. Вырос в поле дом,
    Полон зерном,
    Ставни заколочены
    Ходит дом ходуном
    На столбе золотом. (Рожь, стебель)
  6. Сидит мышка
    в золотой кубышке. (Просо)

III. Сообщение темы и целей занятия.

IV. Работа по теме занятия.

Сегодня, мы изучим виды круп, значение их в питании человека .

Вопрос: Какие растения человек выращивает с целью использования семян в пище? (слайд)

Ответ: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо,  гречишные (гречиха).

Среди продуктов растительного происхождения на 1 месте стоят зерновые культуры. Они подразделяются на:

  • Хлебные злаки
  • Гречишные (гречиха)
  • Бобовые (фасоль, горох, бобы, соя, чечевица)

(Демонстрация растений с использованием гербария). – Дети определяют злаковые культуры.

Из различных зерновых культур вырабатываются крупы, а из разных сортов пшеницы – макаронные изделия.

Вопрос: Какие крупы получают из семян этих растений?

Демонстрация семян в колбах.

На экране образцы растений семян

Ответ: Особо обратить внимание воспитанников на разные названия зерновых культур и круп. Например: просо – пшено; пшеница – манная, полтавская

Беседа.

Крупа – это целые или дробленые зерна, освобожденные от оболочки.

А теперь поближе познакомимся с крупами.

Питательная ценность круп

Крупы ценятся как питательный продукт, содержащий крахмал, кроме того, в них содержатся растительные белки, минеральные вещества и витамины группы В. Если в пище недостаточно витаминов В, то у людей нарушается деятельность нервной системы, они становятся раздражительными, невнимательными, рассеянными, плохо спят. Для нормальной жизнедеятельности организму человека требуется ежедневно 1,5-2 мг витамина В. В зернах злаков витамины группы В содержатся, в основном, в наружных слоях. Вот почему полезно есть хлеб грубого помола.

Диаграмма: содержание витамина В в 100 г крупы

Доброкачественность круп. Условия и сроки хранения круп.

Некоторые крупы (пшено, овсяная) содержат значительное количество жира. Эти крупы надо хранить в темном прохладном месте и недлительное время. Лучшие условия для хранения крупы t воздуха от +5 до -5° и относительной влажности 60-80%. При повышенной влажности и t крупа плесневеет и горчит, приобретает затхлый запах, теряет присущие ей вкус и аромат. Наиболее устойчивы хранению перловая и ячневая крупы.

Признаки недоброкачественности круп – затхлость, плесень, наличие насекомых – вредителей и их личинок.

Крупы бывают 1 и 2 сортов, чем меньше в крупе пустых зерен, посторонних примесей, пыли, песка, тем выше сорт (воспитанники с помощью лупы рассматривают 1 из видов крупы, определяют характер примесей и по возможности сорт крупы).

Вопрос: Какие блюда можно приготовить из круп?

Обобщить ответы воспитанников, констатируем, что можно приготовить

  1. Закусочные (салаты, пасты)
  2. Первое (супы)
  3. Вторые (каши, запеканки, гарниры)
  4. Сладкие, десертные блюда (муссы, пудинги, пасты).

Но основой для большинства блюд являются каши (из зерен кукурузы, риса, пшеницы, готовят сухие завтраки, воздушный рис, кукуруза).

Вопрос: В каких сказках, рассказах вы встречались с кашей?

(Лисица и журавль, басня Крылова; Мишкина каша, Носов; Илья Муромец, былинный герой – любимая каша гречневая; Геркулес считается богатырской кашей)

 Загадка

Зерна пока тверды,
Но налей в чугун воды,
Да поставь на огонек,
Да подсыпь-ка сахарок.
Подсоли немножко –
И берись за ложку. (Каша)

То, что маслом не испортишь (поговорка) .

Вопрос: Какие пословицы, поговорки вы знаете о кашах и крупах?

Пословицы:

  • Гречневая каша – матушка наша.
  • А хлебец ржаной – отец наш родной.

В народном фольклоре встречаются скороговорки, шутки, повторялки, диалоги и даже дразнилки, в которых упоминается каша:

Скороговорка:

Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

IV. Физкультминутка.

V. Практическая работа, закрепление изученного материала.

Познакомившись с новым видом аппликации из природного материала, изучив и попробовав на образце технику работы с крупами, вы можете приступать к изготовлению  панно «Первый снег». Для успешного выполнения составим план-схему работы над изделием. В этом вам поможет:

 - мастер-класс с пошаговыми фотографиями;

- образец готового изделия;

Самостоятельная работа детей над изделием;

Индивидуальная работа педагога с детьми;

Защита индивидуальных проектов детьми.

VI. Итог занятия

Задача сегодняшнего занятия мы выполнили.  Вы сделали прекрасное панно. По конструктивным критериям они прочны, по технологическим – оригинальны и рациональны. Мы учли и экологические критерии – использовали отходы, бросовый материал. По эстетическим критериям – красивы. Конечно учтены экономические критерии - они доступны и практичны. Давайте вместе оценим наши работы.

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- С каким приемом познакомились?

Как проявились творческие способности на занятии?

Работа с родителями:

Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа с родителями, которые не всегда могут понять, что именно изобразил их ребенок, почему не так как все. И порой оценка рисунка, непонимание, осуждение обижают детей. Поэтому, в индивидуальном порядке я даю родителям рекомендации: как рассматривать рисунки своих детей, предлагаю подумать, почему именно эти цвета выбрал; учу беседовать с ребенком по содержанию, делать соответствующие выводы.  Постепенно родители научились восхищаться детским творчеством, понимая, что рука ребенка не бывает лживой. Многие  родители с желанием и интересом посещают наши занятия и кружки, чему мы только радуемся.

Родителям мы тоже даем возможность блеснуть своим творчеством. Стали традиционными конкурсы и выставки поделок и творческих работ. Осенью родители вместе с детьми делают картины из природных материалов, зимой проводится  смотр – конкурс самодельных игрушек из дерева, из бросовых материалов  «Очумелые руки», в котором участвуют наши отцы, братья, дедушки. Такие игры как «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Тымтык куугунэй», «Куерчэх ытыйыы» и др. играют немаловажную роль в развитии ребенка. Весной на конкурсе для бабушек и мам мы увидели необыкновенные и фантазийные  рукоделия. Каждый год тема конкурса меняется, например, «Кэрэчээн сибэккилэр», «Одеваем любимую куклу». Родители очень активно принимают участие, а дети радуются и гордятся  своими родными. Ведь  совместная деятельность родителя и ребенка сближает и укрепляет отношения между ними. Тем самым мы пытаемся поднять авторитет родителей, воспитываем уважение к старшим, желание им подражать, быть на них похожими. Детская память сохраняет на всю жизнь, у детей появляется вера, что они, очень много значат для своих родителей. Игрушки, сделанные руками родителей,  пополняют фонд игровых пособий в группе, а поделки украшают интерьер детского сада.

Конечно же, труд и старание родителей не остается без внимания. На родительских собраниях и других мероприятиях проводится  обмен опытом среди  родителей в форме бесед и вечеров досуга.

Лучшие работы участвуют в других конкурсах и мероприятиях. В 2010г. в улусном смотре-конкурсе  атрибутов, демонстрационных материалов для театрализованных игр и развлечений  работа «Алыптаах остуоруйалар» заняла 2 место, на конкурсе новогодних открыток среди КМО  детских садов с. Намцы воспитанник подготовительной группы Сыромятников Алеша занял 1 место.

В свободное время и в домашних условиях деятельность по развитию мелкой моторики  координации движений рук варьируется такими  видами  деятельности как складывание оригами, тестопластика,  шнуровка, бисероплетение, пальчиковые игры со спичками, с бумагой, с игрушками, с пластилином и др. Для речевого развития  хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения, пальчиковую гимнастику.

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая работа по развитию мелкой моторики и координации движения рук является непременным условием развития речи, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она дает очень хорошие результаты. Не каждый ребенок приходит в мир во всем умелым. Однако потенциал для развития есть у каждого ребенка. Задача педагога вовремя раскрывать и развивать этот потенциал.

2.3. Анализ полученных результатов и выводы.

Диагностика проводилась 2 раза в год: в сентябре и в мае. В ходе исследования получены следующие результаты:     

2010-2011 учебный год

Подготовительная группа.

Количество детей: 17

Уровень развития

Графический диктант

«Дорисуй рисунок»

«Ручная ловкость»

Начало года

Середина года

Начало года

Середина  года

Начало года

Середина  года

высокий

18% (3)

29%(5)

35%(6)

48%(8)

35%(6)

41%(7)

средний

53%(9)

59%(10)

48%(8)

40%(7)

40%(7)

48%(8)

низкий

29%(5)

12%(2)

17%(3)

12%(2)

25%(4)

12%(2)

Вывод:

 Графический  диктант.
18% - имеют высокий уровень, т.е. выполняют без ошибок.
53% - средний - ошибки повторяются или частично выполняют задание.
Подавляющее большинство ошибок можно объяснить недостаточной сформированностью умения, ориентироваться на плоскости листа (в соотношении левого и правого направлении движений линии узора), неспособностью работать в общем темпе.

Примечательно, большинство этих детей при индивидуальном выполнении задания (с подбором определенного темпа подачи материала) показали высокие результаты. Без проводимой работы по развитию мелкой моторики можно предположить, что эта группа  испытывала бы в школе значительные трудности. Ведь школа требует от ученика умение работать в общем ритме, не говоря о том, что у учителя нет возможности постоянно оценивать выполненные детьми задания.

Оставшиеся 29% имели низкий уровень, т.е. "выполненное" ими задание полностью не соответствовало диктуемому образцу. Это те дети, которые пришли в подготовительную группу. Они будут испытывать трудности в овладении основами учебной деятельности.

Таким образом, причина отставания - в недостаточной произвольности внимания, в низкой работоспособности, в индивидуальных способностях, в первую очередь в темпераменте, выражающихся в достаточно медленном темпе выполнения задания. Скорректировать все эти недостатки можно на этапе дошкольного детства, если помнить, что одна из важнейших предпосылок учебной деятельности ребенка - его способность анализировать результаты своей деятельности. По качеству выполнения методики "Графический диктант", все работы можно разделить на три группы - выполненные правильно, ошибочно, невыполненные. Оценить работу попросили самих детей. Первую группу составили дети, которые сумели оценить свою работу правильно. Вторую группу (53%) те, кто ошибочно выполнил задание, а оценил положительно, и те (17 процентов), кто сумел отметить свои недостатки. Первая группа и часть второй -  способны качественно производить сравнения.

Но была и третья группа детей, кто не выполнил задание. На вопрос: почему? - молчали. Но, рассмотрев работы товарищей и определив, кто как выполнил задание - с заданием справились. Следовательно, третья группа не смогла продолжить задание, не из-за не способностей вычленить образец, а в силу другой какой - то причины.

Аналогичное задание - оценить работы товарищей - дети, которые успешно справились с заданием (1гр. которые сумели оценить свою работу) анализируя работы, допускали ошибки. Более того, некоторые дети предварительно пытались узнать имя исполнителя. По всей видимости, они ориентировались на конкретную личность, на оценку его деятельности взрослыми (друг).

Из 2 группы дети смогли безошибочно выполнить задание, следовательно, причина затруднений и ошибок в оценке собственных результатов - не неумение анализировать и сравнивать (как могло показаться вначале), а несформированность к этому возрасту такого новообразования, как способность критически относиться к своей работе.

Каковы же некоторые причины возникших у детей затруднений? Речь идет о низкой работоспособности, быстрой утомляемости, неспособности выделить образец, неадекватно оценивать результаты работы.

Методика А.Л. Венгера "Дорисуй узор" или " образец и правило" предназначена для исследования уровня ориентировки детей не заданную систему требований. Ребенок должен не только осуществить заданное правило, но и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец. А.Л. Венгер считает: "Последовательная ориентировка на систему требований возможна лишь при достаточно высоком уровне развития произвольности планирования своих действий и контроль за их протеканием. Таким образом, показатель, выбранный для диагностирования, является комплексным.

Что здесь имеем? У группы детей изображены фигуры, сходные с образцом, но нарушены правила, либо правила соблюдены, но нарушена точность воспроизведения образца по форме, размеру. Этот факт доказывает, что у большинства детей недостаточно сформировано умение ориентироваться на заданную систему требований. Какое же задание чаще выбирает ребенок? Следовать образцу или соблюдать правила? Оказалось, что предпочтение отдается следовать образцу, а не правилам. Выявленная тенденция вызывает обеспокоенность, поскольку умение следовать правилу у большинства детей должно во многом формироваться в игровой деятельности.

Вывод:

В ходе итогового эксперимента дети проявили интерес к содержанию, нетрадиционному содержанию. Дети показали достаточно высокий уровень владения нетрадиционными материалами, дети свободно смогли воспользоваться их возможностями. В этих работах дети смогли проявить творчество в подборе цветовой гаммы.

Появившиеся в последнее время программы для детского сада, по-разному решают вопрос об организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. В одних программах делается акцент на обучающих занятиях, в других предпочтение отдается более свободным формам развития детей. Каждый из указанных блоков (моделей) должен занимать свое место в педагогическом процессе, поскольку каждый имеет значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

В блок специально организованного обучения, в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных), логике отдельного предмета (грамоте) в рамках подготовки к школе, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, макраме...). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом не обязываю (или он не обязывает) детей к определенного рода активности, но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечиваю условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков. Также считаю, что неправильно толковать эти составляющие как внешне следующие друг за другом преемственные ступени обучения и развития (сначала прямое обучение на занятиях, которое затем переходит в "закрепление пройденного", в совместной, затем в самостоятельной деятельности детей с материалом, проходящим сквозь эти формы активности). В педагогическом процессе они сосуществуют, как разные формы, связанные более глубокими отношениями, нежели простое следование друг за другом во времени с опорой на один и тот же материал.

Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности с взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом.

При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника. При свободе творчества и вариативности программ необходимо придерживаться ряда требований, без которых мы, практические работники не сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы

Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

Во-вторых,  использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми.

В-четвертых, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.

Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования.

Заключение

Вот уже скоро закончится последний этап пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед детьми распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. А приобрел он, считаю, немало.

Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т.е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.

Таким образом,  уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

 Увеличение времени отводимого на самостоятельную и особенно на совместную деятельность, дает возможность больше времени уделять индивидуальному общению с ребенком, удовлетворению его потребностей, развитию личности. В этом плане творческо-художественная продуктивная деятельность наиболее эффективна. В частности, ручной труд, также  является важным и значимым  средством развития мелкой моторики у детей.

Список использованной литературы

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.
  2. Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992.
  3. Баренцова Н. Готовим руку к письму. //Дошкольное воспитание. 1996 -№2 - С. 89
  4.  Богатеева 3. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. //Дошкольное воспитание. 1987 - №8 С. 49-53.
  5. Васина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1994.
  1. Гаврина С. Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия развития", 1998.
  2. Каше Т. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Москва. Просвещение.
  3. Корякина Л. В. Веселые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5 -С. 33-35.
  4. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. /СПб, 1997.
  5. Потапова Е. Н. Писать красиво может каждый. //Семья и школа. 1991 - №11 - С. 10-12
  6. Рузина М. Поиграем? //Дошкольное воспитание. 1997 - №5 С. 73-75.
  7. Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998. Корякина Л. В. Веселые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5 -С. 33-35.
  8. Ткаченко Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. //Дошкольное воспитание. 1986 - №3 - С. 36.
  9. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. //Дошкольное воспитание. 1988 - №9 С. 81-82; 1989 - №10 С.94-95.
  10. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург 1997.
  11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика / М., 2002
  12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996.
  13. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. / СПб, Изд. «Лань», 1998.
  14. Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму.// Начальная школа. 1993 - №5 - С. 20-21.// Начальная школа. 1994 - №8 С. 12-13.
  15. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста, М., Педагогика 1988.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Inna_Sivtseva78 (27.05.2015)
Просмотров: 2795 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0