Главная » Статьи » Мои статьи

«Использование мультфильма «Фиксики» в экспериментировании и развитии познавательной активности старших дошкольников»

                                          Оглавление

 Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

  1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической  литературе……………….6

1.2. Экспериментирование как средство формирования познавательной активности………7
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательной активности старших дошкольников.

2.1. Система работы по экспериментированию………………………………………………..10

2.2.  Анализ работы по экспериментированию в МБДОУ № 3……………………………….14

2.3. Анализ эффективности использования детского экспериментирования…………….....16

2.4. Организация опытно-экспериментальной деятельности…………………………………18

2.5. Результат целенаправленной систематической работы по опытно-экспериментальной деятельности……………………………………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………………….............23

Список использованной литературы…………………………………………………..……….26

Приложения…………………………………………………………………………..…………...27

 

 

            Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

                                                                                                                                    В. Сухомлинский

Введение

   Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

    В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

        ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.         

         Дети –   природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Регулярное столкновение с творческими познавательно - исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка.                                                                                                                      Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

    К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной  потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской  деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и ”как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей.

    Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

     Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой и использованием содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка и использование возможности развития познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании - послужили основанием для выбора темы данного исследования.

     Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование используя мультимедийные средства.

    Фиксики повествуют детям о привычных для людей вещах и истории их возникновения, что очень интересно и познавательно для детей. Эти серии расскажут об изобретении технических приборов и обычных повседневных вещей, например, зеркала, воздушного шара, маяка и других. Они также могут рассказать о техническом прогрессе в целом.

Больше всех рассказывает Дедус — самый старший и умудренный фиксик и лучший рассказчик. Его наглядные показы доходчивы и делают понятными даже сложные вещи.

Просматривая  фрагменты мультика можно легко пополнять свои познания в технике, естествознании, техническом прогрессе.

Каждая серия сериала раскрывает отдельную историю создания какого-то прибора или приспособления.

Каждую такую историю фиксики повествуют увлеченно и интересно, зная о ней все. Привычные и обыденные вещи становятся в их устах большой темой для рассказа, они делятся собственными впечатлениями, историческими фактами, своим и чужим опытом. Всем интересно происхождение  воздушного шара,  шариковой ручки, туристического компаса и многих других предметов.

Эти познавательные истории нравится смотреть и детям, и даже взрослым, ведь они наполнены полезными знаниями. Малыши смогут познавать этот мир с экрана проектора, отрывки из мультика не дают им устать, информация дозирована, удобна для восприятия и для всестороннего развития дошкольника.

Благодаря яркости картинок и интересным комментариям, маленькие зрители естественно усвоят нужную для себя информацию без усилий.

Эти мультфильмы интересны, познавательны и полезны.

Экспериментирование и детская исследовательская деятельность с использованием мультимедии - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы  нашего детского сада.

Цель моей работы:  развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности экспериментирования.

2. Выявить особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

3. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации экспериментирования.

4. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Глава 1.Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

  1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической  литературе.

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях педагогики и психологии.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

  1. Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
  2. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Как показали исследования, хорошие результаты приносит метод экспериментирования. Особенно он эффективен для повышения познавательной активности и, как правило, используется для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.

Экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

  1. Экспериментирование как средство формирования познавательной активности.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

В этом возрасте дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этих возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Серьезные попытки отечественной педагогической науки проследить и описать механизмы детского экспериментирования в дошкольном возрасте можно обнаружить ещё в 50-е годы. Этой проблемой занимались Е.А. Флерина, Н.Н. Подъяков. В процессе наблюдения, он сделал вывод, что ребенок, экспериментируя с предметами, получает удовольствие от самого процесса деятельности.

Ещё в 70-е годы и начале 80-х годов усилия ученых по разработке моделей развивающей среды и занятий, адекватных детской потребности в экспериментировании реализовывались в различных направлениях. Одно из направлений касалось организации специального экспериментирования детей.

Экспериментирование требует от воспитателя умение грамотно планировать эту деятельность. Отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблемой, разработать перспективный план изучения материала, составить серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход позволит постепенно знакомить детей с каким-то явлением, рассмотреть его с разных сторон.

Когда детям даётся возможность экспериментировать, дети могут выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности развивается память у ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от  самого ребёнка.  В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику  работы

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

И так, экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство познавательного развития дошкольника.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательной активности старших дошкольников.

2.1 Система работы по экспериментированию.

В связи с выше изложенным необходимо изучение детского экспериментирования  - истинно детской деятельности, и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

В связи с этим педагогам  следует:

1.Создать в ДОУ условия для исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в ДОУ создается предметно – пространственная развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, необходимо  оборудовать и оснастить  « Детскую мини - лабораторию».

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей.

- Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты,  эксперименты, исследования, наблюдения.

- Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.

- Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

- Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.

- Использовать уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

- Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

2.Усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми, которая заключается:

- в преобразовании предметно – пространственной развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

- в подборе и наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход;

- в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования.

3. Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности для старших  дошкольников.  Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

- познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Для отслеживания результатов  овладения детьми экспериментальной деятельностью необходимо разработать диагностические методики или использовать уже существующие в дошкольной педагогике.

4. Необходимо знать и соблюдать структуру детского экспериментирования

-    Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.

-   Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).

-    Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

-  Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).

-   Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).

-  Формулирование выводов.

Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:

1. Старайтесь  делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.

2.    Не сдерживайте инициативы детей.

3.  Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.

4.    Избегайте прямых инструкций ребенку.

5.    Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6.    Помогайте учиться управлять процессом мышления:

- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

7. Педагог  не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами,  или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить  и направлять замыслы ребенка, дать возможность  ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности должно быть построено исходя из трех блоков педагогического процесса. Это:

-специально-организованное обучение

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей

Рассмотрим следующие формы работы:

- Организованная образовательная деятельность;

- Плановые эксперименты;

- Дидактические игры;

- Беседы;

- Наблюдение и труд;

- Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой  форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся  как ответ на вопрос ребенка:  ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте  можно выделить следующую структуру:

- Осознание того, что хочешь узнать;

- Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

-  Выполнение работы, соблюдение правил безопасности,  наблюдение результатов;

-  Фиксирование результатов, анализ полученных данных;

-  Словесный отчет об увиденном,  формулирование выводов.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных  представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми проводится   игры, чтение художественной  и познавательной литературы.

В блоке организованного  обучения проводятся непосредственно - образовательная деятельность обобщающего характера. /Итоговая – проводится 1раз в месяц./

Цель: обобщить знания,  полученные детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы с взрослым и индивидуально в свободной деятельности.

Образовательная деятельность по экспериментированию  построена на совместном творчестве педагога  и детей.

Они стимулируют  познавательную и творческую активность детей и в полной  мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Планирование работы в блоке  свободной самостоятельной деятельности  предполагает в первую очередь создание  педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Окружающая  детей  предметно- пространственная развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и  материал для проведения исследования.

Для работы с детьми  отобраны наиболее эффективные методы.

Условно их можно разделить на группы:

             Методы, повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.

Наиболее эффективными методами этой  группы являются - элементарный  и  причинно-следственный анализ, сравнение,  моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

        Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. (Элементы новизны, проблемно – игровые приемы),  сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

         Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение,  метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

На основе анализа психолого-педагогической литературы я сделала вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

2.2. Анализ работы по экспериментированию в МБДОУ № 3.

Годовой план работы детского сада предусматривает работу по экспериментированию.

Эта работа предусматривает решение следующих задач:

- повышение квалификации педагогов в области экспериментирования

-организация экспериментальной деятельности детей в МБДОУ.

- организация экспериментальной деятельности детей в домашних условиях  ( взаимодействие  с родителями)

Для выявления  представления  об  отношении  воспитателей и родителей к проблеме экспериментирования  я провела анкетирование. (Приложение № 1,2)

Анкета для воспитателей включала в себя 8 вопросов. Первые три вопроса были направлены на изучение условий и формы организации детского экспериментирования. Два вопроса (4 и 5) включали изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений. Три вопроса (7, 8 и 9) изучали особенности индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.

Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско-родительского эксперимента.

Я изучила педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области  детского экспериментирования.

Целью данных анкет было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей, изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии детского экспериментирования дошкольников. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком.

Кроме того, я изучала особенности педагогической компетентности воспитателей. Изучение вопросов первого вида (направленные на изучение условий и формы организации детского экспериментирования) показало, что в группе создаются условия для организации детского экспериментирования. Вопросы второго вида (направленные на изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений) показали, что интерес ребенка к экспериментированию поддерживается различными методами и приемами, такими как:  проявление заинтересованности, расспрашивание; оказание эмоциональной поддержки, одобрение, сотрудничества, привлечение к новым объектам. Вопросы третьего вида (направленные на изучение особенностей индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию) показали, что воспитатели смогли разделить группу на подгруппы и описать их особенности, но недостаточно подробно. Таким образом, анкетирование показало, что по развитию экспериментальной деятельности работа ведется, но на недостаточно хорошем уровне.

Для повышения знаний педагогов в области экспериментирования я провела консультации и подготовила памятки. (Приложение №3)

Для родителей я подготовила консультации и рекомендации по данному виду деятельности. (Приложение №4)

2.3.Анализ эффективности использования детского экспериментирования.

Целью моей работы является установление эффективности использования детского экспериментирования как средства формирования познавательной активности (на  примере  ознакомления с неживой природой).

Мной были определены показатели и подобраны диагностические методики. В.С. Юркевича «Изучение познавательных интересов»; Л.Н.Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности»

1.Свою работу я начала с определения уровня знаний о неживой природе.

Для определения уровня знаний о неживой природе я составила следующие вопросы:

1. Какие свойства песка ты знаешь?

2. Где и для чего человек использует песок?

3. Какие свойства камней ты знаешь?

4. Где и для чего человек использует камни?

5. Какие свойства воды ты знаешь?

6. Где и для чего человек использует воду?

7.Что ты знаешь о воздухе?

Результаты деятельности оценили следующим образом:

            Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.  При  ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

 Средний уровень (2 балла). Ребенок называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.

 Уровень ниже среднего(1 балл). Ребенок не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

На основании обследования я вывела общий уровень знаний каждого ребенка. В итоге мы получили:

Высокий уровень – 10%

Средний уровень – 39%

Низкий уровень – 51%       

По результатам выявленного уровня  знаний о неживой природе установлено, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, камней, воды,  и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

2.   Провела наблюдение за отношением детей к экспериментальной деятельности.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования.

На данном этапе я наблюдала за тем, чему отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности. (Экспериментирование, ИЗО деятельность, игровой уголок)

Результаты наблюдений за  детьми показали, что предпочтения детей  группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (44%)

2 место –  ИЗО деятельность (40%)

3 место - экспериментирование (16%)

Т.е. экспериментирование заняло последнее место,

3. Изучили познавательные интересы.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности я провела наблюдение.  На основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрала ответы на вопросы анкеты.

 Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов" (В.С.Юркевича)

Из приведенных в таблице результатов видно, что:

11% детей – познавательная потребность выражена сильно.

73% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

16% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Таким образом, мы видим, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

2.4.Организация опытно-экспериментальной деятельности.

Работу опытно-экспериментальной деятельности построили исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

-специально-организованное обучение;

- совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей

Использовали следующие формы работы:

Организованная образовательная деятельность

Плановые эксперименты;

Дидактические игры;

Беседы;

Наблюдение и труд;

Работа в лаборатории.

Форма организации детей была различной: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

             Совместная  деятельность  взрослого с детьми была основной в опытно- экспериментальной деятельности.

Здесь мы проводили различные опыты и наблюдения, познавательные беседы.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Я учила ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.

Экспериментальная образовательная деятельность построена на совместном творчестве педагога  и детей

Для возникновения свободной самостоятельной деятельности   создала   условия.

Окружающая  детей  предметно-пространственная развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. (Приложение 5)

Мной была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы и занятия, которые я использовала в  работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Подборку практического материала по разделу «неживая природа» распределила по блокам, что позволило легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.

Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха»,  «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы».

Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.

Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды. (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды, вода не имеет формы.)

Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»)

Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:

-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

-рассматривание сосулек;

-замораживание воды;

-рисование на снегу цветной водой;

-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;

-определение направления ветра;

-наблюдение за срезом сугробов;

-изготовление цветных льдинок;

-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;

-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей  различной ширины;

-сравнение намокаемости тканей различной фактуры;

-рисование на сухом и мокром песке;

-что быстрее высохнет дерево или камень.

Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы, например:

-Как вы думаете, дождь будет идти целый день?

-Как вы думаете, что будет, если дождика не будет совсем?

-Что будет, если  на деревьях не распустятся листочки?

-Как вы думаете, что случится с насекомыми, если они не лягут спать?

Таким образом, работа показала, что использование целенаправленного систематического применения экспериментов   позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

2.5.Результат целенаправленной систематической работы по опытно-экспериментальной деятельности.

Положительный результат проводимой работы подтвердили результаты  диагностики.

1.На основании проведённого обследования я вывела общий уровень знаний детей о неживой природе. В итоге я получила:

Высокий уровень – 67%

Средний уровень – 28%

Низкий уровень – 6%

2.Результаты наблюдений за  детьми показали, что отношение к экспериментированию после проведённой работы  в группе улучшилось.

Предпочтения детей  распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (44%)

2 место - экспериментирование (33%)

3 место –  изо деятельность (23%)

Т.е. экспериментирование заняло второе место.

3. Познавательная потребность у детей повысилась.

55% детей – познавательная потребность выражена сильно.

40% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

5% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- знания детей о неживой природе

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.).

Заключение.

В работе  изучила психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, разобралась, в сущности, и структуре познавательного интереса и выяснила, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Провела опытно-экспериментальную работу по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе  экспериментальной деятельности и выяснила, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

В процессе работы я выяснила, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Проведённые исследования зафиксировали рост уровня знаний о неживой природе, а также рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень знаний детей о неживой природе повысился на 57 %, а низкий уровень сократился на 45 %.

Количество детей, у которых познавательная потребность выражена сильно выросло на 44%, а количество детей, у которых познавательная потребность выражена слабо сократилось на 11%.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель достигнута.

 

Список использованной литературы

1. Возрастная и педагогическая психология. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004.

2.  Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.

3. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»- Москва 2011

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.

5. Из детства – в отрочество. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в дет.саду / Доронова Т.Н., Гербова В.В.,  и др. - М.: Просвещение, 2007.

6. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

7. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12.

8. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.

9. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64.

10. Материалы интернет сайтов.

11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.

12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.

 13.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. ПрохоровойМ., 2004
14. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.

15. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6.

16. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева. - М., 2007.

17. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998.

 18. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001.

19. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание.

 N1,2005
 20. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.

21.  Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971.

 

Приложение №1

Приложение №2

Категория: Мои статьи | Добавил: Inna_Sivtseva78 (27.05.2015)
Просмотров: 2041 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0